Понедельник, 29.04.2024, 08:13

Art-Hous

Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
RSS
Форма входа
Категории раздела
Искусство древнего мира [4]
Страничка художника [5]
Интересное о искусстве [4]
Поиск
Посещаемость
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Каталог файлов


    Главная » Файлы » Искусство древнего мира

    Ранние цивилизации. Царства Месопотамии
    24.09.2010, 16:13
     
       Месопотамия в переводе с греческого "междуречье"- называют колыбелью цивилизаций. Большая долина между Тигром и Евфратом отличается резкими сезонными изменениями температуры и сокрушительными наводнениями. Эту местность было заселено около  7 тыс. назад племенами, которые спустились с близлежащих гор. Они поняли что благодаря этому, земля может давать щедрые урожаи.


    Шумерская культура
          Самую древнюю в Азии цивилизацию создали шумеры. Они умели высушивать болота, ставить плотины, прокладывать каналы. Они облагородили бесплодную долину, которая начала давать высокие урожаи. В многочисленных городах были построены дворцы и храмы, украшенные красочной мозаикой из цветной глины, появились разнообразные ремесла. Культура Шумеров развивалась в городах Ур, Лагаш, Киш и Урук вокруг которых появились земельные угодья. Шумеры поклонялись многим богам. Многобожие, как свидетельствуют данные археологии, возникло в эпоху земледелия,
    поскольку на ранних этапах эволюции человека существовал культ богини-матери. Боги Месопотамии воплощали суровые силы природы и требовали постоянных молитв и подношений. Шумеры устанавливали в храмах фигурки богомольцев, что бы они заменили отсутствующих людей, и молитва никогда бы не прекращалась. Что бы можно было определить персональные подношения, использовали печати, цилиндр с изображениями священных сюжетов. На печати мог быть изображен сам владелец. Придавив цилиндр к глине, получали рельефное изображение.
     Фиксирование всего, будь то предметы, необходимые для храмового обмена,или дары, которые предназначались божеству, способствовало зарождения пр. 3500 году до н.э. письменности. Древнейшей письменность была пиктографическая, ее знаки изображали предметы окружающего мира- животных, растений. Со временем знаки рисунки упростились и превратились в условные стандартные знаки. Писец вносил нужные сведения на глиняные таблички остро заточенной палочкой, которая оставляла характерные следы, названные клинописью.
        Письменность была огромным достижение шумеро-аккадской культуры. Впоследствии она распространилась на всю юго-восточную Азию. Нужда в учете и измерению земли привела к развитию системы вычисления. Давние месопотамцы разработали шестидесятеричную систему вычисления, которая сохралилась до наших дней в измерении времени и круга. Очень важную роль в Шумере играло положение жрецов. Они были замкнутой кастой, и их статус унаследовался. Верховного жреца выбирали мещане, гадая на внутренностях жертвенных животных.
    Во время войны верховный жрец становился вождем. Позже на эту роль выбирали правителя, так возникли царские династии. Считалось, что боги передали царям земную власть, и это подчеркивалось особенностями архитектуры храмов и дворцов. Они были украшены произведениями скульптуры и живописи.                       Обусловленное военным характером шумерийских государств, зодчество носило крепостной характер, о чем свидетельствуют остатки многочисленных городских сооружений и оборонительные стены, снабженные башнями и хорошо укрепленными воротами.
    Основным строительным материалом построек Двуречья служил кирпич-сырец, значительно реже обожженный кирпич. Конструктивной особенностью монументального зодчества было идущее от 4 тысячелетия до н.э. применение искусственно возведенных платформ, что объясняется, возможно, необходимостью изолировать здание от сырости почвы, увлажняемой разливами, и вместе с тем, вероятно, желанием сделать здание видимым со всех сторон. Другой характерной чертой, основанной на столь же древней традиции, была ломаная линия стены, образуемая выступами.
     Окна, когда они делались, помещались в верхней части стены и имели вид узких щелей. Здания освещались также через дверной проем и отверстие в крыше. Покрытия в основном были плоские, но известен был и свод. Обнаруженные раскопками на юге Шумера жилые здания имели внутренний открытый двор, вокруг которого группировались крытые помещения. Эта планировка, соответствовавшая климатическим условиям страны, легла в основу и дворцовых построек южного Двуречья. В северной части Шумера обнаружены дома, которые вместо открытого двора имели
    центральную комнату с перекрытием. Жилые дома иногда были и двухэтажными, с глухими стенами на улицу, как это часто бывает и поныне в восточных городах. Шумерам приписывается множество изобретений, таких как колесо, письменность, ирригационная система, сельскохозяйственные орудия, гончарный круг, и даже пивоварение.

                        Саргон Аккадский

    Около 2330 года до н.э. Саргон правитель Аккада, города на севере Шумера, где жили семитские племена, нанес поражение шумерскому царю Лугальзагеси и завоевал все города Междуречья.Старая система конфедерации самостоятельных государств уступила место империи, что нашло отображение в искусстве. На победной стеле Нарам-Суена, внука Саргона, фигура правителя имеет атрибуты божественности: голова правителя увенчана рогатой тиарой, над которой сияет солнце и месяц, под ногами гибнут побежденные враги. Так называемая медная голова из Ниневии, вероятное изображение Саргона Аккадского, тоже является идеализированным подобием правителя - человеко-бога.


    Вавилон и царь Хаммурапи

       Искусство древних народов юга Месопотамии обычно обозначается как вавилонское искусство; это название распространяется на искусство не только самого Вавилона (начало II тысячелетия до н. э.), но и некогда самостоятельных шумеро-аккадских государств (IV—III тысячелетия до н. э.), объединенных затем Вавилоном. Ибо вавилонскую культуру можно считать прямой наследницей шумеро-аккадской культуры. В вавилонском искусстве мы совсем не встречаем изображений погребальных сцен. Все помыслы, все устремления вавилонянина — в той действительности, которую открывает ему жизнь. Но жизнь не солнечная, не цветущая, хоть и протекающая в цветущей долине, не сияющая радостью и красотой (в отличие от древнего эллина, о такой жизни даже не мечтал древний вавилонянин), а жизнь вечно тревожная, исполненная загадок, основанная на борьбе, жизнь, зависящая от воли каких-то высших сил, добрых духов и злых демонов, тоже ведущих между собой беспощадную борьбу. Как заручиться покровительством первых, как избежать козней вторых? Это знают только жрецы да маги-волхвы, мудрость которых беспредельна. Жрецы знали действительно много — тому свидетельство вавилонская наука, родившаяся в жреческой среде. В математике, необходимой для оживленной торговли городов Двуречья, для сооружения плотин и передела полей, были достигнуты замечательные успехи. Вавилонская шестидесятеричная система счисления жива по сей день в наших минутах и секундах. Значительно опередив египтян, вавилонские астрономы преуспели в наблюдении небесных светил: «козлов», т. е. планет, и «спокойно пасущихся овец», т. е. неподвижных звезд; они вычислили законы обращения Солнца, Луны и повторяемости затмений. Но все их научные знания и поиски были связаны с магией, с гаданием. Звезды, созвездия, равно как и внутренности приносимых в жертву животных, должны были дать разгадку будущего. Заклинания, заговоры и волшебные формулы были известны только жрецам да звездочетам. И потому мудрость их почиталась волшебной, как бы сверхъестественной....Согласно учению вавилонских жрецов, люди были созданы из глины, чтобы служить богам. Однако сами боги были очень похожи на людей: они устраивали свои дела, действовали по обстоятельствам, пили, ели, женились, обзаводились семьями, владели подчас огромными хозяйствами (целыми городами), были подвержены человеческим слабостям и недугам.
       Вавилон стал культурным центром региона на все время существования месопотамской цивилизации. Первая династия Вавилона Аморитская правила 300 лет. Шестым царем этой династии был знаменитый Хаммурапи,который постепенно взял контроль над всей территорией Месопотамии. Хаммурапи стремился поддержать порядок в государстве объединив законы разных областей империи и ввел новый кодекс законов который засвидетельствовал упрочнение авторитета царя и царской власти.
         В верхней части стелы которая называется "Кодекс Хаммурапи", размещается рельефное изображение царя, который стоит перед богом солнца.
        Тот сидит на троне и вручает Хаммурапи атрибуты царской власти.
        Царь слушает бога, учтительно подняв одну руку. Стела придает этому акту божественный характер, и превращает законы в наследие богов. После смерти Хаммурапи его царство распалось.

    Ассирия


       Ассирийская цивилизация сложилась по образцу и подобию вавилонской, однако ассирийцы внесли в нее ряд важных новшеств. Образование их империи называли первым шагом в деле создания военно-политической организации в древнем мире. Завоеванные территории делились на провинции, которые платили дань в царскую казну. В отдаленных областях провинции сохраняли свою систему управления, а осуществлявшие ее чиновники считались вассалами ассирийского владыки; другие области управлялись местными чиновниками при ассирийском наместнике, имевшем в своем распоряжении гарнизон ассирийских войск; остальные области находились в полном подчинении у ассирийцев. Многие города обладали муниципальной автономией, дарованной им специальными царскими хартиями. Ассирийская армия отличалась лучшей организацией и в тактическом отношении превосходила любую другую армию предшествующих времен. В ней применялись боевые колесницы, имелись тяжеловооруженные и легковооруженные пехотинцы, а также лучники и пращники. Ассирийские инженеры изготавливали эффективные осадные орудия, которым не могли противостоять самые мощные и неприступные укрепления. В областях медицины и химии ассирийцы продвинулись значительно дальше вавилонян. Больших успехов они достигли в обработке кож и изготовлении красок. В медицине ассирийцы применяли более четырехсот растительных и минеральных снадобий. Сохранившиеся медицинские тексты сообщают о применении амулетов и заговоров при лечении болезней, хотя во многих случаях ассирийцы прибегали к помощи более эффективных средств. Например, врачи прописывали холодные ванны для снятия лихорадочных состояний и признавали, что зубная инфекция может быть причиной ряда заболеваний. Есть свидетельства, что ассирийские медики занимались также лечением психических заболеваний.
       От ассирийского искусства требовалось прославление военных походов и воспевание царской доблести. В столицах царства Нимруди, Хорсабаде, и Ниневии главными строениями были царские дворцы. Построенные с невиданным до тех пор размахом, основанным на шумерской традиции. Свидетельство тому уцелевший дворец Саргона ІІ в Хорсабаде. Храм имел форму ступенчатого зиккурата, который охраняли статуи шеду -  крылатые быки с головами человека. Кирпичные стены были облицованы камнем, на котором рельефы изображали военные достижения ассирийцев.

    Новый Вавилон и Навуходоносор
         История последнего Вавилонского царства, получившего название Нововавилонского, началась с восстания 625 до н.э., когда халдейский вождь Набопаласар отложился от Ассирии. Позже он вступил в союз с Кияксаром, царем Мидии, и в 612 до н.э. их объединенные армии разрушили Ниневию. Сын Набопаласара, знаменитый Навуходоносор II, правил в Вавилоне с 605 по 562 до н.э. Навуходоносор известен как строитель висячих садов и царь, который увел евреев в вавилонское рабство (587–586 до н.э.).

        Он хотел возродить давневавилонскую культуру, это видно по изображениям на воротах богини Иштар: священный бык отвечал старой шумерской традиции, а дракон был символом вавилонского бога Мардука.
      
    Персидское нашествие.

          Последним вавилонским царем был Набонид (556–539 до н.э.), правивший совместно со своим сыном Белшаруцуром (Валтасаром). Набонид был пожилым человеком, ученым и любителем древностей и, по-видимому, не обладал качествами и энергией, необходимыми для управления царством в момент крайней опасности, когда другие государства, Лидия и Мидия, рушились под натиском персидского царя Кира II Великого. В 539 до н.э., когда Кир наконец повел свои войска на Вавилонию, он не встретил сколько-нибудь серьезного сопротивления. Более того, есть основания подозревать, что вавилоняне, особенно жрецы, были не прочь сменить Набонида на Кира.
             После 539 до н.э. Вавилония и Ассирия уже не могли обрести былую независимость, переходя последовательно от персов к Александру Великому, Селевкидам, парфянам и другим более поздним завоевателям Ближнего Востока. Сам город Вавилон еще многие столетия оставался важным административным центром, но древние города Ассирии пришли в запустение и были заброшены. Когда Ксенофонт проходил в конце 5 в. до н.э. в составе отряда греческих наемников по территории Персидской державы, местонахождение ассирийской столицы Ниневии, некогда цветущего шумного города, крупного торгового центра, можно было определить только по высокому холму.


    Категория: Искусство древнего мира | Добавил: art_soul | Теги: ассирия, шумер, вавилон, аккад, месопотамия, персия
    Просмотров: 2898 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
    Arts.In.UA