Неолитический Китай
Наиболее характерными предметами искусства в этот период времени во множестве сохранившимися в Китае являются гончарные изделия. Двумя самыми распространенными культурами были : культура Яншао, или "расписная керамика", и культура Луншань, или "черная керамика".Культура Яншао процветала в верхнем и среднем устье реки Хуанхе. Для нее характерны керамические изделия расписанные красными и черными абстрактными узорами. Встречаются изображения человеческих лиц, животных и птиц. Более поздняя культура Луншань, ее памятниками являются черные гончарные изделия, очень прочные с тонкими стенками. Их обжигали при более высокой температуре. В конце III тыс. в провинции Хэнань существовала еще одна культура Эрлитоу. В этом месте были обнаружены самые старый бронзовые изделия в Китае.Кроме того люди эрлитоу делали изделия из нефрита. Этот камень использовался на протяжении всего неолита. Некоторые изделия имели лишь декоративный характер, а некоторые ритуальный. Династия Ся Согласно легенде, первыми правителями Китая были "три властителя", Шэнь Нун, Фуси Хуан Ди. За ними последовали пять императоров. Считается что пятый император Шунь приказал некоему человеку по имени Юй придумать способ борьбы с непрекращающимися паводками. После 13 лет упорного труда, Юй проложил искусственные каналы по которым вода уходила в море. Что бы наградить Юя император сделал его своим приемником. Собственно Юй и стал первым императором династии Ся - первой династии в Китае. Никто не знает на сколько достоверна эта легенда, но до сих пор китайцы чтут предположительную могилу Великого Юя. Династия Шан (1500-1050гг. до н.э) В 1500 году племя Шан покорило Ся и основало династию Шан. Со временем Шан распространила свое влияние на северные и центральные регионы Китая. Динатия Шан была первой документально подтвержденной династией. Основой этой цивилизации было наследие Луншань, это землебитные стены, гадальные кости. В государстве Шан существовала социальная иерархия, со своей аристократией и правителем во главе. Аристократия получала земли и титулы, но подчинялась правителю. Царь любил охотится , для этот использовалась колесница запряженная лошадьми, и изогнутый лук. Такая роскошь простым людям была недоступна. Религиозные обряды были основаны на культе предков, с ними общались по средством жертвоприношения, чьих духов вызывали и просили поддержки. Самый торжественный ритуал исполнял царь. бывало что в жертву одному царскому предку приносили сразу сорок быков. Неотъемлемой частью магических ритуалов были гадальные кости. Когда царь хотел задать вопрос предку, его выцарапывали на кости, потом просверливали отверстие и вставляли раскаленный прут. Кость трескалась и по этим трещинам прорицатель говорил ответ. Ответ царапали на кости. Именно такие надписи были первыми документами и образцами китайской письменности. Прорицатели также составляли календари.В государстве существовала десятичная и двенадцатеричная система счисления. Официальное имя каждого царя включало в себя число, в день которого этому царя нужно было приносить жертву. Очень часто в ритуалах фигурировало божество Шанди, покровитель природы и человека. Древние китайцы ценили выше золота, нефрит и бронзу, которое использовали только в декоративных целях.
Династия Чжоу (ок.1050-221 гг.до н.э.)- эпоха философии и войн Родиной племени Чжоу были теперешние земли провинций Ганьсу и Шеньси. Около середины 11 века до н.э. чжоуский царь У одержал победу над последним шанским царем Чжоу Синем и основал династия вблизи Сианя в Шэньси. Новую династию укрепил его брат, князь Чжоу. Он также основал ритуалы, и ритуальную музыку, которые под влияние Конфуция стали считать воплощение добродетели, присущей основателям этой династии. С самого начала государство не было централизованным. Государи Чжоу отдавали земли в удел, своим родственникам, и подданным которые отличились и получили титул. Самым важным божеством Чжоу было божество неба Тянь, которому поклонялись как космической силе. Культ Шанди стал второстепенным.С тех пор каждый год возносились молитвы к Небу, в посвященных ему храмах, моля о хорошем урожае. Самый знаменитый такой храм - Это Храм Неба в Пекине. ВРЕМЯ РАЗДОРОВ. Правление династии Чжоу делится на два периода: эпоха Западной Чжоу(1050-770 гг. до н.э.), и эпоха Восточной Чжоу (770-221 гг. до н.э.). Эпоха Восточной Чжоу делится на периоды Весен и Осеней и Воюющих царств. Китайские ремесленники использовали инкрустацию еще во времена неолита, но лишь в период Восточной Чжоу серебряные и золотые инкрустации стали распространенными. Инкрустированные фигурки животных использовались для украшения ножек столов и угловых фитингов. Во времена Восточной Чжоу престижное оружие часто украшали драгоценными металлами и камнями, а также нефритом и черепаховой костью. В период Весен и Осеней власть правителей ослабела, потому как феодалы стали фактически независимыми. По всей территории слали возникать независимые царства которые были сильнее чем само Чжоу. Последний период существования Восточой Чжоу известен как время ста школ. Наступил расцвет интеллектуальной творческой свободы, особенно в сфере философии. В то время маленькое княжество Лу стало родиной для величайшего мыслителя Кун-Цзы, иначе Кун Фу-цзы (учитель Кун), которого на западе называют Конфуций. Его самое знаменитое творение "Беседы и суждения" , в котором собраны его высказывания. Кун-Цзы говорил, что каждому человеку нужно поступать соотвецтвенно своему месту с семье и обществе, руководствуясь благодетелю, а не стремится только к личному успеху. Он сетовал на разрушение старых устоем что привело к войнам и призывал общество вернутся к традициям и ритуалам предков. Но Кун-Цзы не удалось переубедить правителей. После его смерти его учение продолжили два ученика Сюнь-Цзы и Мэн-Цзы. Еще одной основной школой был даосизм.Главные представители Лао-Цзы(Престарелый мудрец), выступал против идеалистичного конфуцианства и стремление к власти и богатству, призывая к простой жизни в гармонии с природой.
РИТУАЛЬНАЯ БРОНЗА В основе китайских верований лежит то, что личность продолжает существовать после смерти и способна влиять на судьбы людей. Со самых давних времен для аристократии не было важнее ритуала, чем почтение памяти предков. И возведении кумирни было намного приоритетней чем строительство дворца. Главное помещение кумирни ориентировано с севера на юг, посвящалось основателю семьи. Это правило соблюдалось неприложно. Помещения посвященные последующим поколениям располагались по обе стороны главного. Приносить жертву былым царям имел право только верховный правитель. В ходе церемоний в честь памяти предков, играли на музыкальных инструментах, например на бронзовых колокольчиках - чжун, украшенных драконами. Их подвешивали на веревке и и били по нему палочкой. Обряд почитания предков предполагал большое пиршество, на которое в качестве гостей приглашались духи предков. Чтобы произвести на них хорошее впечатление столы сервировали самой дорогой посудой. Во времена Чжоу посуду уже делали из бронзы. В "Книге песен" составленной при династии Западная Чжоу, говорится, "соблюдается каждая деталь обычая и ритуала, и всякое слово и улыбка должны быть уместными". Жрец который руководил церемонией, обращался к духам предков и они через него благодарили своих потомком за угощения и благословляли. Это объясняет почему существовало столько видов церемониальной бронзовой посуды. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ БРОНЗА При литье бронзовой посуды сначала изготавливают глиняные формы для литья, а затем соединяют их между собой. У некоторых изделиях на углах есть фланцы. Существовало несколько основных видов посуды: для приготовления пищи, для сервировки и для напитков, и все имеют свои названия. Самым распространенным украшением посуды была маска в виде стилизированного зооморфного лица таоте с пристальным взглядом. Не понятно какое именно животное послужило для прототипа таких масок, но позднее у них появилось туловище с криволинейными контурами, обвивающие сосуд по спирали. Иногда таоте напоминал дракона. Иногда изображали человеческие лица. В эпоху Чжоу на внутренней части сосуда писали по какому поводу сделан этот сосуд, либо описание боевые подвиги.
|